История появления каминов

Определить точный «возраст» камина ученые затрудняются, однако предполагают, что он является наиболее древним элементом жилища. Прообраз камина сложился еще в эпоху неолита. Примитивный очаг, на котором готовили пищу, не имел даже трубы и представлял собой обычный костер, окруженный каменной «оправой». Дым от подобного очага уходил в отверстие на потолке. Именно от этого доисторического очага, как считают ученые, и произошел камин, получив со временем широкое распространение в Западной и Восточной ЕвропеДревний очаг — прообраз современного камина.

Шло время, и спустя столетия конструкция камина постепенно усовершенствовалась: появилась труба с конусообразным раструбом для улавливания дыма. Однако свой привычный облик камин приобрел не сразу: пристраивать его к стене научились гораздо позже. В Древнем Риме, например, в конструкции камина использовались специальные балки, поддерживающие трубу и не связанные со стенами дома. Вот как, описывал древнеримские камины Андрео Палладио, зодчий эпохи Возрождения, в своем знаменитом трактате об архитектуре и традициях античности: «Древние имели обыкновение нагревать свои комнаты следующим образом. Строились на середине камины с колоннами, поддерживающими архитравы, над которыми высилась пирамида, куда уходил дым».

Спустя века камин «переместился» к стене, и следующим шагом в его развитии стало слияние со стеной топки и дымохода. Первые средневековые камины строились из тесаного камня (позже для их изготовления стали применять и кирпич), но все эти камины не предназначались для украшения помещения и представляли собой лишь подобие грубого очага. Они выполняли исключительно утилитарные функции вроде отопления помещения и приготовления пищи. Постепенно стали появляться камины, отвечающие новым требованиям архитектуры и функционально более удобные. Так, уже в XII веке в домах стали строить камины с прямым дымоходом, примыкающие к стене, частично или полностью встроенные в стену или сооружаемые в углу зала. Именно эта компоновка камина в доме наиболее импонировала и основоположникам готики, и архитекторам эпохи Возрождения, и неоклассикам.

Со временем камин стал пользоваться особым почетом. Комната, где располагался камин, получила наименование «каминного зала», и не случайно. Размеры некоторых старинных каминов поражают воображение и по сей день: например, в старинном аббатстве Мон-Сен-Мишель во Франции существует камин размером с комнату – такой огромный, что странствующие рыцари-паломники могли без труда зажарить в нем целую тушу быка.

К XIII веку камин становится весьма значимой деталью интерьера. В зависимости от объема отапливаемого помещения камины начинают изготавливать двойными или даже тройными. Благодаря внушительным размерам камин приобретает облик архитектурного сооружения: его начинают украшать крепостными башенками, шпилями, фризами с изображениями рыцарских турниров, картинами охоты или ироническими сценками на бытовые темы.

Какой же материал использовался для строительства очагов? В средние века камины складывались из тесаного камня, позже из кирпича. Во времена Ренессанса они впервые стали предметом серьезного интереса художников-оформителей. Порталы камина делались из гранита и мрамора, украшались флорентийской мозаикой. Их композиция включала в себя колонны и пилястры. Увеличились размеры дымосборника и площадь камина вдоль стены, появились резные украшения над каминными досками. В искусстве барокко и рококо надкаминные украшения делались меньшего размера, но отличались исключительным разнообразием и изысканной декоративностью.

В Германии где была популярна изразцовая отделка каминов, эти элементы резного декора не использовались столь широко. Это обуславливалось доступностью и дешевизной глины – самого распространенного материала, применяемого для отделки помещений в то время. Камины в стиле «модерн» можно назвать квинтэссенцией (основой, сущностью) эстетики нового направления в искусстве. Изысканность непрямых линий и характерных растительных мотивов «югенд-штиля» подчеркивало использование в отделке наиболее типичных и общепризнанных материалов (мрамора, керамики, кованного и литого металла).

В России камины появились сравнительно недавно. Суровый российский климат наложил свой отпечаток на отношение наших предков к камину. Поначалу к нему относились как к причуде богатых. Первые камины появились у зажиточных бояр в эпоху Петра I. Тогда же камины стали применять в дворцовом интерьере. Камин стал одной из привилегий, дарованной Петром русскому дворянству, и был определением уровня значимости своего хозяина.

Каминные аксессуары также стали объектами художественного интереса. С начала XV-го столетия для защиты стены от интенсивного нагревания и в качестве украшения в задней части топки появилась отлитая из чугуна декоративная доска. В XIX веке для художественной отделки топки стал применяться тогда же созданный огнеупорный кирпич. Колосниковая решетка для дров, находящаяся в топке, и решетчатый углесборник до сих пор побуждают кузнецов к разнообразным художественным импровизациям.

Современный каминВ XVIII веке в обиход вошли кочерга для разбивания горящего угля на мелкие кусочки, ведерки и ящики для угля (которые впоследствии сменили резные деревянные ящики и решетки для топлива). В XIX веке с целью защиты деревянного пола комнаты от попадания на него горящих углей стали устанавливать каминные экраны, представлявшие собой произведения декоративно-прикладного искусства, или специальные сетки, через которые виден огонь.

Как часто нам недостает мирно потрескивающих поленьев и умиротворяющего света настоящего каминного огня. Он как магнит притягивает к себе, не только даря тепло и комфорт, но и доставляя истинное эстетическое удовольствие. Камин вечен, как символ уюта. Он не только согревает дом, но и подчеркивает незыблемость семейного очага.

Запись опубликована в рубрике Полезно знать. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>